Счастье сна. Тайны снов.
«Эта история произошла сорок лет назад. А я, забыв множество важных событий, помню ее в таких мельчайших подробностях, как будто смотрю кино.
Мне предстояло идти в первый класс. Была куплена школьная форма, сшиты белый и черный фартуки, целый ворох кружевных воротничков и манжет и в довершение — необыкновенной красоты ботинки, которые привезли — о чудо! — из Чехословакии. Все было готово, отглажено, развешено. Все необходимое сложено в новенький портфель. Но все эти сказочные сокровища, сиявшие нездешним великолепием, были недосягаемы: предстояло пережить бесконечный воскресный день, а потом, как оказалось, самое трудное — ночь. И лишь утром — в школу.
Почему-то школа представлялась неким сказочным замком, где меня ждут невероятные приключения. В понедельник должна была начаться иная жизнь — сердце сжималось от восторга. У меня не было ни сестер, ни братьев, которые сказали бы мне: «Успокойся, дуреха, через год тебе не захочется даже приближаться к этому «замку».
День тянулся, как жевательная резинка, растаявшая на солнце. Все пытались меня развлечь и отвлечь. Но не спасли даже книги. Я хотела в школу! Каждую минуту смотрела на часы — стрелки не двигались. Я бежала в другую комнату, но и там стрелки были неподвижны.
Отчаяние, нетерпение и бессилие что-либо изменить так измучили меня, что я готова была расплакаться. Но плакать меня родители как-то не приучили, и слез не получилось. Я мучилась, а время застыло назло мне. Все подсмеивались надо мной, мое отчаянное желание пойти в школу «прямо сейчас» почему-то смешило взрослых.
Прошла вечность, прежде чем меня уложили в кровать.
— Ну, вот видишь, все кончается. Кончился и этот день. Сейчас заснешь, а утром мы пойдем в школу.
Папа очень мягко и нежно говорил мне это, но я чувствовала, что ему смешно, и никак не могла понять, почему всех так забавляет моя трагедия.
Счастье сна
Папа потушил свет и вышел. Я подгоняла сон — ну, приди побыстрее, хочу заснуть. Но сон не шел. Мое напряжение было столь велико, нервная система перегружена, заснуть я не могла. Ворочалась с боку на бок, пела себе песенку, даже считала овечек, но ночь была еще длиннее, чем день.
И вот наконец-то утро, мама расчесывает мне волосы, а они у меня длиннющие. Медленно заплетает две косы. Не понравилось. Распустила и стала плести одну косу. И одна не понравилась. Смотрю на часы — ровно восемь. Ужас! Мы опоздали в школу! В первый же день! А мама все переплетает мои волосы. Мне показалось, что от горя я умру. Когда отчаяние достигло апогея, я вдруг отчетливо понимаю — это сон, все это безобразие мне снится. Но как же так: ведь я никак не могла заснуть? Нет, говорю я себе, ты заснула, мама никогда бы не допустила, чтобы мы опоздали в школу. Я осматриваю комнату: в ней все так же, как в жизни.
Но — вот оно! — я сижу перед большим овальным зеркалом. У нас нет такого! Господи! Какое же это счастье: я во сне! Мы не опоздаем в школу!
Утром, едва меня разбудили, я вспомнила сон, но мне было не до него. В школу! Можно было идти в школу.
Прошли годы, десятилетия, а я помню все. Запахи, в чем были одеты родители, конечно же, все свои вещи, помню погоду и какие у меня были цветы. Вот только первого дня в школе не помню совсем».
Сегодня специалист, занимающийся техниками сна, сразу же сказал бы: «Это классический пример ясного сна!» Невероятно здесь только одно — это случилось с маленькой девочкой, которую никто не обучал никаким сонным техникам. Объяснений необычному явлению можно найти множество. Вот два — самых крайних.
Первое: буддисты сказали бы, что ребенок в прошлой жизни жил в тибетском монастыре и был все-таки обучен работе со сном. В экстремальной для него ситуации он вспомнил эту науку.
Второе: современный врач-физиолог сказал бы, что ребенок был перевозбужден и неверно интерпретировал обычный сон, приписав ему необычные свойства.
Для самой девочки, когда она выросла, прочитала много умных книжек и кое-чему научилась, было ясно одно: она ничего не придумала. С ней действительно в состоянии крайнего эмоционального напряжения случилась вещь весьма необычная — она была внутри своего сна и осознавала, что спит. Осознанный или ясный сон имел место.
Что же это такое? Что это за явление?
Очень долго техниками ясного сна владели только в нескольких тибетских монастырях.
Ламаистское воспитание на определенной ступени включало тайную науку повелевать сном. Способы эти так и остались тайной, но со временем страстное желание многих людей управлять сном, вмешиваться в тайную ночную жизнь привело к появлению самых разнообразных техник. Что-то просочилось сквозь стены монастырей, правда, только то, что сами ламы сочли нужным. Что-то накопилось в результате многовековой практики. А сегодня и Европа, и особенно Америка буквально усеяны школами ясного или осознанного сна.