Стволовые клетки. Сахарный диабет – все, что нужно знать.
Стволовые клетки
Стволовые клетки — это клетки, структура которых не имеет специального строения, характерного для той или иной ткани.
В процессе развития человеческого организма такие клетки дают начало всем другим дифференцированным клеткам: из стволовых клеток постепенно формируются нервы, кости, мышцы, эндокринные железы, кровь, кожа и все остальное, что входит в комплекс, именуемый человеческим организмом.
Первоначально оплодотворенная яйцеклетка делится просто: на две части, потом каждая из вновь полученных клеток — еще пополам, и так много раз подряд. Получается группа клеток, которые называют эмбриональными стволовыми. Они могут превратиться в абсолютно любые клетки организма. В таком состоянии эти клетки пребывают до конца пятых суток от момента зачатия.
С шестых суток стволовые клетки уже «распределены на работу» в соответствии с предназначением, заложенным генетически. Их структура и свойства уже несколько иные. Из них могут образовываться клетки новой ткани, но уже с некоторыми ограничениями: из внешнего слоя — только клетки кожи, нервной системы, органов чувств, определенных отделов пищеварительной трубки, из внутреннего — большая часть клеток пищеварительной системы, легких, печени, поджелудочной железы, а из среднего, внутреннего, слоя — клетки почек, половых органов, скелета, мышц, кровеносных сосудов, крови, соединительной ткани. Эти клетки еще считаются стволовыми, но уже не абсолютно универсальными. Их называют соматическими (от греч. soma — тело) стволовыми клетками.
Чем старше люди, тем меньше у них остается стволовых клеток. У взрослого человека такие клетки максимально «специализированы»: например, из стволовых клеток костного мозга можно получить только новые клетки крови — лейкоциты, эритроциты, тромбоциты. Клеток никаких других органов при делении этих клеток не получится.
Процесс строго контролируется на генетическом уровне. Потеря контроля над делением и дифференцированием стволовых клеток заканчивается злокачественным разрастанием — в данном случае раком крови.
Однако в последние годы появились сообщения о том, что при определенных условиях и соматические стволовые клетки тоже могут получить возможность развиваться в любые клетки организма, вне зависимости от того, к какому слою зародышевых клеток они первоначально относились.
Конечно, в медицинских кругах эту новость встретили с большим энтузиазмом, ведь использовать эмбриональные стволовые клетки для пересадки взрослому человеку нельзя — они несут в себе чужеродный материал, даже если речь идет о матери или отце эмбриона.
Мы знаем, что оплодотворенная яйцеклетка имеет один набор хромосом от одного родителя, а другой — от другого. Остается очень спорным и набирающий популярность способ получения эмбриональных стволовых клеток из пуповинной крови или плаценты для замораживания и дальнейшего хранения на всякий случай — авось, не пригодятся.
Ведь к моменту рождения ребенка эмбриональные клетки уже давно перешли в разряд соматических и, соответственно, поменяли свои свойства. В любом случае их придется как-то стимулировать, чтобы они стали развиваться именно в клетки того органа, который, может быть, понадобится человеку через неопределенное количество лет.
Способов получить настоящие эмбриональные клетки и при этом сохранить зародышу жизнь, пока нет. И наука идет другим путем.
Уже есть работы, согласно результатам которых некоторые клетки кожи (фибробласты) тоже сохраняют выраженную незрелость и при определенных условиях способны преобразовываться в клетки кожи, костей и хрящей. Однако в отличие от клеток пятидневного зародыша они не могут превратиться в клетки многих других тканей — мозга, печени, мышц, сердца, в том числе в островковые клетки поджелудочной железы.
Чтобы это произошло, нужно создать специальные условия для таких преобразований.
Установлено, что способность эмбриональных стволовых клеток к столь разносторонней специализации определяют всего четыре гена, которые в более зрелых клетках становятся неактивными. Воздействуя на геном фибробластов, ученым удалось изменить свойства этих клеток: они стали способны превращаться в высокоспециализированные клетки тех или иных тканей — практически так же, как эмбриональные стволовые. Таким способом сейчас пытаются «вырастить» нервную ткань, в частности ткань сетчатки глаза.
Ведутся аналогичные работы и по интересующей нас теме — созданию действующих островковых клеток поджелудочной железы. Пока опыты проводятся на лабораторных мышах, и есть обнадеживающие результаты. Работы с использованием стволовых клеток для восстановления поврежденных нервных волокон вышли на стадию начальных клинических испытаний, однако говорить о применении этого метода в лечении сахарного диабета в клинической практике еще преждевременно.
Тем не менее многие клиники, в том числе за рубежом, предлагают лечение стволовыми клетками уже сегодня. Используют они как собственные, взятые у данного пациента, так и чужие стволовые клетки, причем получают их, как правило, из пуповинной крови или плаценты — тех органов, где эмбриональных стволовых клеток не может быть по определению. В редких случаях клиники располагают действительно эмбриональными стволовыми клетками, полученными из 4—5-дневных зародышей. Стоит этот материал баснословно дорого, поскольку необходимое число человеческих зародышей получить не так-то просто (учитывая в том числе этические и юридические аспекты).
Будем реалистами: введение в организм чужеродных стволовых клеток неизбежно вызовет отторжение (группа клеток — это такой же трансплантат, как любой другой чужой орган), что потребует длительного лекарственного подавления иммунной системы. Эмбриональных же стволовых клеток именно этого пациента у клиники нет и быть не может. Могут оказаться любые другие клетки крови данного пациента, но только не эмбриональные стволовые. Выводы делайте сами.
Ко всему сказанному добавлю еще одно: в настоящее время контроль над развитием стволовых клеток весьма проблематичен. Наибольшую опасность представляет переход обычного деления введенных извне клеток в безудержный рост — это уже будет сфера интересов онколога Мне, быть может, возразят: многочисленные клиники по всему миру широко практикуют введение стволовых клеток для омоложения организма, и многие пациенты подтверждают, что почувствовали себя после процедуры значительно лучше, активнее, стали меньше болеть и т.д. Но, согласитесь, во-первых, заявление: «Я стал лучше себя чувствовать» — вовсе не научный критерий, по которому можно объективно оценить результат эксперимента, а любое введение стволовых клеток человеку на современном этапе — это эксперимент. Во-вторых, человек, потративший 200—300 тыс. рублей на такое омоложение, будет строго следовать рекомендациям врача Доктор, конечно, не даст советы есть жирную пищу, поздно ложиться спать и еще позже вставать, курить и злоупотреблять алкоголем, полсуток просиживать за компьютером, выпивая одну за одной десять чашек крепкого кофе… Здоровый образ жизни и без пересадки стволовых клеток способен сотворить чудо.
Несмотря на то, что некоторые клиники уже сегодня предлагают восстановление поджелудочной железы с помощью стволовых клеток, думаю, разумнее будет не торопиться с таким способом лечения: эффективность пока сомнительная, а всевозможные риски весьма высоки.
При этом риск без пользы потерять огромные деньги (а дешевле 200—300 тыс. рублей это стоить не может) — это самое безобидное, что можно получить в итоге.