Атман — это форма самого Бога
Физическое тело состоит из пяти элементов, материальных по своей природе и, следовательно, должно рано или поздно погибнуть и распасться. Выживает и существует вечно лишь обитатель тела (Дехи). Обитатель тела не знает ни рождения, ни смерти. Он — Атман («Сам», истинное «Я»), и >тот Атман является аспектом и формой самого Бога. Тело — только вместилище (упадхи), одеяние Атмана.
Что касается органов чувств, то они подобны поводьям лошади. Каждый орган чувств ограничен своей функцией, глаз может только видеть, ухо — слышать и т.д. Каждый инструмент восприятия имеет конкретную и ограниченную задачу. Глаз не может слышать, ухо не может видеть.
Мы должны признать, что органы чувств — как восприятия, так и действия — работают в высшей степени согласованно. Глаза замечают что-то привлекательное, ум хочет завладеть этим объектом, и ноги тотчас же приносят вас к нему. Рука хватает, и вновь обретенный объект приносит вам радость и удовлетворение. Вы видите, в каком согласии работают все органы чувств, и как велика степень их взаимной заботы. В своей деятельности они выказывают максимум взаимопомощи и функционируют в строгой координации. Когда мы идем по дороге и глаза замечают колючку, ноги непроизвольно обходят или перешагивают ее. Если же колючка все же впилась в ногу, глаза проливают слезы. Если поврежден глаз, все тело ощущает боль. Получается, что боль в одной части тела разделяется другими его частями. Какой прекрасный урок гармоничной жизни они преподают нам!
Атман — это форма самого Бога
В Упанишадах тело сравнивается с колесницей. Органы чувств — лошади, ум — поводья, разум — колесничий, Атман (Владыка) — ездок.
Ум сродни поводьям для сдерживания лошадей (чувств). Ум — котел для «варки» положительных и отрицательных решений. Это конгломерат мыслей всевозможных сортов. Иногда, когда мысли слишком тревожны, он впадает в уныние и принимается горевать. Но на самом деле ум — всего лишь клубок впечатлений. Так же как ткань состоит из множества тесно переплетенных нитей, так и ум составлен из множества мыслей. Нет мыслей, нет и ума. Чистый ум — тот, в котором лишь чистые, божественные мысли. Нам нужно изъять из ума все плохие мысли и идеи и заменить на хорошие. Для этого необходимо тренировать свой разум и учиться отличать хорошие мысли от плохих.