Сахарный диабет и вождение автомобиля. Сахарный диабет – все, что нужно знать.

Сахарный диабет и вождение автомобиля
Само по себе повышение содержания сахара в крови не является противопоказанием для вождения автомобиля. Для большинства пациентов, страдающих сахарным диабетом, которые контролируют свое заболевание только диетой или препаратами, улучшающими чувствительность инсулиновых рецепторов, особых препятствий в получении водительских прав нет. Другое дело, если приходится принимать лекарства, провоцирующие развитие гипогликемии, диабет протекает нестабильно, с резкими колебаниями уровня сахара и уже есть тяжелые осложнения.

Сахарный диабет и вождение автомобиля - фото

Сахарный диабет и вождение автомобиля — фото

Медицинские противопоказания к получению водительских прав определены приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555, действующим и сейчас В настоящее время Минздравсоцразвития России готовит новый документ по этому вопросу, в котором противопоказания будут расширены, но пока еще нет даже предварительного перечня, поэтому мы будем говорить о том, что имеем на сегодняшний день.

Я не стану полностью цитировать приказ № 555, а остановлюсь на тех моментах, которые могут иметь непосредственное отношение к диабету.

Итак, кто не допускается к вождению автомобиля?

1.            Люди, у которых хотя бы один хрусталик заменен искусственным.
2.            Лица, у которых отсутствует первый палец на руке или несколько других пальцев.
3.            Люди, имеющие заболевания, которые вызывают ограничение движений или болезненность при движениях.
4.            Люди, имеющие тяжелые заболевания периферических сосудов.
5.            Лица, страдающие болезнями сердца разного происхождения, в том числе нарушениями сердечного ритма. Если сердечной недостаточности нет, а нарушения ритма нетяжелые, вопрос о допуске к вождению автомобиля решают индивидуально с каждым претендентом на права
6.            Люди, имеющие тяжелую артериальную гипертонию. Более легкие варианты течения этого заболевания также рассматриваются индивидуально.
7.            При эндокринных заболеваниях со стойкими и выраженными нарушениями функций вопрос о допуске решается в каждом случае индивидуально. Если заболевание сопровождается расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям, вождение запрещено, и исключений из этого правила нет.
8.            Противопоказаниями к вождению являются малый рост (меньше 150 см) и общее резкое отставание в физическом развитии.

Для претендентов на профессиональное вождение требования еще жестче. Это понятно: современный автобан — место, где минутная слабость одного человека может стоить жизни десяткам других.

Иногда больным диабетом права выдают с условием, что через год автолюбитель снова пройдет медицинское освидетельствование.

В законодательстве некоторых зарубежных стран есть норма, предписывающая водителю, который получил права еще здоровым, независимо от того, профессионал он или любитель, незамедлительно сообщать о впервые выявленном у него сахарном диабете в соответствующие инстанции. В наших законах этого нет, но если возникли обстоятельства, о которых мы говорили выше, садиться за руль все-таки не стоит.

На дороге опасна не только гипогликемия. Привести к чрезвычайной ситуации могут снижение остроты зрения, выраженные боли в ногах при тяжелом поражении сосудов, приступы стенокардии или нарушения сердечного ритма Пока водитель, страдающий сахарным диабетом с тяжелой нейропатией, отыщет ничего не чувствующей стопой педаль тормоза, может быть уже поздно.

Вот основные правила, которые необходимо соблюдать водителю, если у него диабет.

1.            При сниженном зрении нельзя садиться за руль без очков или контактных линз. Если развивается тяжелая пролиферативная ретинопатия, вести машину запрещено: потеря зрения может наступить непосредственно во время движения.

2.            Надо отказаться от вождения автомобиля, если ухудшилось распознавание эпизода гипогликемии. Если жизненная ситуация такова, что ехать надо во что бы то ни стало, необходимо измерить уровень сахара до начала движения и делать это каждый час во время поездки.

3.            В машине всегда должен быть запас «быстрых» углеводов: сладкий фруктовый сок или другой сладкий напиток (например, кока-кола, но не лайт), конфеты, а лучше — таблетки глюкозы. Другими словами, что-нибудь из того, что было подробно пeречислено, когда мы говорили о способах борьбы с гипогликемией. Если путь предстоит долгий, необходим запас и «длинных» углеводов: бутерброды, контейнер с картофелем или макаронами и т.п.

4.            Людям, получающим инсулин или стимуляторы его выработки, нельзя садиться за руль, если их гликемия 5 ммоль/л и ниже. Сначала надо перекусить, через полчаса снова измерить сахар, и только если он стал выше, можно начинать движение.

5.            В пути следует прислушиваться к своим ощущениям, независимо от самочувствия контролировать сахар каждые 2 часа, при снижении его уровня ниже 5 ммоль/л делать внеочередной перекус

6.            Если в схеме лечения произошли серьезные изменения, например пациент перешел с метформина на манинил или любые таблетированные препараты были заменены на инсулин, необходимо пару недель воздержаться от поездок, чтобы иметь возможность отработать дозы, понять, как действует лекарство. Садиться за руль можно только тогда, когда будет достигнута компенсация и состояние станет стабильным.

7.            Если во время движения появились признаки гипогликемии, необходимо при первой же возможности съехать на обочину. Мы уже знаем, что эпизод гипогликемии может привести к нарушению критического отношения к своему состоянию. Если потерять время, разовьется эйфория, и тогда беда почти неминуема, поэтому прекратить движение надо как можно быстрее. Если автомобиль двигается по средней или по крайней левой полосе, сделать это можно не всегда. Значит, надо зажечь аварийный сигнал и выбираться на обочину. Как только удастся это сделать, нужно остановить машину, выключить зажигание и вынуть ключ из замка Желательно пересесть на место пассажира: если гипогликемия будет развиваться, нарушенное сознание может дать команду продолжить движение. С пассажирского сиденья сделать это будет сложно, а вернуться на водительское человек уже вряд ли сможет. После этого нужно как можно скорее съесть или выпить что-нибудь сладкое. Потом можно измерить уровень сахара, «съесть» 1—2 хлебные единицы «длинных» углеводов и передохнуть не меньше чем полчаса. Убедившись в том, что уровень сахара восстановился до безопасных цифр, а самочувствие улучшилось, можно продолжить движение, но измерять сахар после этого надо каждый час. Не реже! Если кто-то из пассажиров имеет водительские права, будет лучше, если до окончания поездки машину поведет он.

Вождение автомобиля — увлекательный процесс, и отказаться от возможности самостоятельно управлять им психологически может быть очень сложно. Но все-таки в определенных обстоятельствах надо найти в себе силы и воздержаться от поездок в качестве водителя. Пассажирское место тоже удобное и при этом куда более безопасное, причем для всех участников дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *