Освобождение разума (мано-пратьяхара)
Йоги рассказывают, что разум — шестой орган чувств и что он отвечает за координацию остальных. Мы усваиваем чувственные впечатления, только когда обращаем на них внимание разума. Таким образом, мы все время занимаемся пратьяхарой. Внимание разума ограничено, и мы отдаем предпочтение одному чувственному впечатлению, отказываясь от других. На чем бы мы ни сосредоточились, мы, естественно, смотрим сквозь пальцы на остальное.
Мы контролируем чувства, отвлекая от них внимание разума. Согласно йога сутре 11.54: «Когда чувства не согласованы со своими объектами, а имитируют природу разума, это пратьяхара». Более точно, это мано-пратьяхара — освобождение чувств от объектов и направление их внутрь, к природе разума, который не имеет формы. В комментарии Виясы к йога сутре замечено, что ум похож на пчелиную матку, а чувства — на рядовых пчел. Куда бы ни отправилась королева, все остальные пчелы должны следовать за ней. Следовательно, мано-пратьяхара в меньшей степени связана с контролем чувств, чем с управлением разумом, поскольку, если ум обуздан, чувства также подконтрольны.
Освобождение разума (мано-пратьяхара). Йога для красоты тела и самосовершенствования.
Мы можем заниматься мано-пратьяхарой, сознательно отвлекаясь от нежелательных впечатлений, когда бы они ни появлялись. Это высшая и наиболее сложная форма пратьяхары: если мы недостаточно овладели контролем чувств, двигательных органов и праны, скорее всего, у нас ничего не получится. Прана и чувства, как дикие животные, легко могут побороть слабый разум, поэтому лучше всего начинать с практических видов пратьяхары.